Что такое монтессори-материалы?
Монтессори-материалы – это средство, цель же - всегда максимально комфортное и гармоничное развитие ребенка.
Что особенного есть в Монтессори-группе? Такого, что можно увидеть, потрогать? На полках в группе стоят разной степени понятности предметы, с которыми занимаются дети. Именно их и называют Монтессори-материалами, они и составляют ту развивающую среду, которую создала Мария Монтессори с учетом особенностей возраста и развития ребенка, его потребностей и интересов. Она считала, что правильно огранизованная среда очень важна для детей, их обучения и формирования личности. И всё-таки, в центре внимания педагога всегда находится ребенок с его индивидуальными, социальными и эмоциональными потребностями.
Материалы помогают систематизировать постижение ребенком окружающего мира, упорядочить собственный опыт и получить новый. Это происходит за счет того, что в материале всегда выделена одна какая-то трудность, на которую направлено внимание ребенка. Это может быть понятие длины, ширины, веса, узнавание новых слов, постановка руки при письме, написание букв или слов, чтение отдельных слов или целых текстов или просто отработка навыков самообслуживания.
Материалы побуждают ребенка пробовать что-то новое, раскрывать потенциал своего собственного развития через индивидуальную работу, соответствующую его возрасту, интересам и задачам развития. За счет привлекательности материалов на взгляд, на ощупь и соотнесенность их с интересами малыша, ребенок легко концентрируется на них. Так, незаметно для себя, как бы играя, он научается считать, писать, читать и понимать прочитанное. Интересно, что Мария Монтессори доказала, что детям проще начать писать, а уж только потом читать. Ведь письмо - это и есть действие с очевидным моторным компонентом, тогда как чтение - это намного более абстрактное занятие.
Есть материалы, направленные на развитие восприятия, моторики, письма, чтения, счета, расширяющие знания ребенка об окружающем мире. Все материалы построены с учетом знаний детской психологии и физиологии, благодаря чему они достигают тех результатов, на которые рассчитаны. Каждый материал наиболее эффективен на определенном этапе развития ребенка.
Чтобы не быть голословной, приведу несколько примеров. Что можно увидеть в любой Монтессори-группе? Например, красно-синие штанги или банк золотого материала. С этого начинается счет. Работая со штангами, ребенок научается считать до 10, а банк знакомит его с понятием разрядов (единицы, десятки, сотни и тысячи), что в дальнейшем упрощает переход через десяток при сложении и вычитании. Еще в группе вы наверняка увидите шершавые буквы, которые можно потрогать и обвести, чтобы они лучше запоминались. Несложно догадаться, что они служат для изучения алфавита. Кроме этого есть буквы, из которых можно складывать слова, есть поднос с манкой или песком, на котором можно писать деревянной палочкой, доска - для письма мелом. Все это разными путями, через интерес ребенка ведет к тому, что он легко запоминает буквы, научается их писать, а затем и узнавать составленные из них слова, а значит и читать. Но, прежде чем начать писать, надо подготовить руку, для этого есть рамки для штриховки.
Что касается навыков самообслуживания.
Приходя в сад, ребенок далеко не всегда умеет сам одеваться, хорошо обращаться со столовыми приборами или собственным телом. Для того, чтобы помочь ему скорее стать самостоятельным, в группе могут быть Рамки-застежки, на которых ребенок научится застегивать не только простые липучки, но и сложные пуговицы, кнопки, пряжки, и даже завязывать банты. Еще в группе можно увидеть разные мисочки, баночки, кувшинчики, ложки, с помощью которых можно сделать что-то интересное, например, попереливать воду из кувшинчика в чашку, а заодно научиться наливать себе чай и не пролить его по дороге к столу.
В Монтессори-группе очень много материалов, развивающих сенсорику (чувства) и моторику (движения): розовая башня, коричневая лестница, цветовые, весовые, тепловые таблички, вкусовые баночки и шумовые цилиндры и др. Это связано с тем, что у детей в этом возрасте все знания приобретаются опытным путем, через действия.
Кроме знаний, которые ребенок получает о мире, и навыков, которые осваивает, работая с материалами, ребенок учится ориентироваться в новой ситуации (материал может быть ему не знаком), находить способы решения возникающих задач, самостоятельно справляться с трудностями, не бояться действовать творчески и свободно, концентрировать на чем-то свое внимание, взаимодействовать с другими детьми, самостоятельно занимать себя. Но основным все-таки является духовное и личностное развитие ребенка, обретение им самостоятельности и ответственности за свою жизнь и формирование собственного отношения к миру.
Знаменитая школа сад монтессори. Школа монтессори москва.
|