A-
 A 
A+
Logo
Что важно уметь и понимать ребенку при поступлении в школу

В возрасте пяти-семи лет у ребенка формируются психические функции, обеспечивающие
впоследствии школьную успешность. Готовность к школе предполагает не только и не столько
конкретные знания об окружающем мире, хотя если ребенок дремуче невежествен, то учиться в
школе ему будет очень трудно. Не принципиально, на самом деле, умеет ли он считать до
десяти прямым и обратным счетом, знает ли времена года и названия месяцев, - хотя все эти
знания, разумеется, нужны.

Почему перед школой это не самое главное? Практика показывает, что ребенок, физиологически
имея в этом возрасте наглядно-образное мышление, иногда с трудом запоминает формальные вещи,
например, ему не всегда легко выучить все двенадцать месяцев и запомнить их "подряд и
вразбивку". Учат-учат родители и воспитатели, а от него как от стенки горох. Но вот он
пошел в школу и стал ежедневно прописывать дату в тетрадке, да еще и время, когда Каникулы,
само запоминается, да и летние месяцы наполняются новым смыслом. Вот и запомнился год, все
двенадцать месяцев - информация перестала быть ненужной и чужой, он ее о-своил, при-своил,
сделал своей. Так что незнание месяцев - не признак неготовности к школе.

Но есть вещи, принципиальные для учебы в школе. Какие?

Фонематический слух

Детское ухо должно уметь слышать звонкие и глухие, мягкие и твердые звуки. Он должен
слышать, что в именах Тим и Том звук т звучит по-разному (мягко и твердо). Различение
звонких и глухих, например г-к - тоже непременное условие, чтобы ребенок писал грамотно:
кости и гости. Именно это умение обеспечит ему грамотность.

Психолог вспоминает: "Привели на консультацию девочку. Четвертый класс. Внезапно пошли
сплошные двойки по русскому. Я проверила все, что можно было проверить, - не могу нащупать
причину, непонятно! Слушаю, смотрю. Вдруг вижу - она в слове лев пишет не в а ф. И тут я
стала проверять ее фонематический слух и выяснила, что она не различает мягкости-твердости, звонкости-глухоты. Стало ясно, что плохо учиться по русскому девочка стала из-за того, что в четвертом классе резко возросла нагрузка по скорости и объему. И она, не имея хорошо сформированного фонематического слуха, а пользуясь правилами и памятью, просто не успевала проанализировать то, что пишет, и понять, какие буквы нужно писать".

- А почему раньше у нее были четверки-пятерки?

- В первых классах был низкий темп. И маленькие объемы. Она успевала. Худо-бедно на простых
словах и малых объемах справлялась. Недоразвитие было неочевидным, школьный логопед его не
отследил.

Чтобы избежать этого, берем книгу Бугрименко и Цукерман "Чтение без принуждения" - там все
написано про развитие в игре, в том числе и фонематического слуха, - и с четырех лет
начинаем поигрывать. Если книги нет, просто играем словами. По пути в магазин, на прогулке:
"Папа пишет" - какие тут п? "Рыбка-ребенок" - какие р? "Ласковый лев" - какие л?
И придумывайте, придумывайте сами любые игры со словами, которые дадут вслушаться в звуки,
вчувствоваться в них!

См. также следующие статьи на нашем сайте:

- Развитие фонематического слуха у детей
- Развивающие игры для обучения чтению

Чувство величины

Опять-таки пример из практики психолога. "Девочка учится в третьем классе хорошей гимназии,
но вдруг ни с того ни с сего начинает получать двойки по математике. За все контрольные
подряд. Явно у ребенка что-то не складывается. Проверяю. Выясняется - девочка не понимает,
что такое величина, она оперирует с цифрами, но у нее нет внутреннего чувства, что за
каждой цифрой стоит величина. Она не могла разделить полоску бумаги на равные части, не
догадалась сложить пополам, а потом разрезать. А научившись с моей подсказкой складывать
полоску пополам, не смогла сложить из нее четыре равные бумажки - она не понимала, что для
этого полоску нужно просто перегнуть еще раз".

Ребенок нормальный, она просто не чувствует, что именно стоит за цифрами. А это чувство
должно сложиться к семи годам обязательно. "Принесли в класс десять тетрадей и пять раздали
ученикам", и нужно почувствовать, что пять - не само по себе некое число, не независимая
переменная, а половина от десяти. Что количество литров в бутылке не зависит от формы
емкости - и в кастрюле и в бутылке одно количество.

- Меня бабушка в детстве периодически спрашивала, что тяжелее, пуд сена или пуд железа.

- Вот-вот, это тоже относится к инварианту величины. Почаще задавать детям такие задачки -
и все будет с математикой в порядке.

Суть числа, цифры, веса хорошо помогает понять обычное взвешивание. Но не на электронных
весах, которые только и может сейчас увидеть ребенок в универсамах. На них кладут пакет
картошки - и выскакивают цифры. Откуда они взялись? Почему именно эти, а не другие?
Непонятно. А обычные весы делают понятным, что такое "взвесить". Килограмм яблок
уравновешивает килограммовая гиря. И объяснять не надо. И так видно. Хорошо иметь дома
аптечные весы. И говорить малышу, обращать его внимание: луковица весом 100 граммов в
стакан не влезет, а 100 граммов гречки поместились. Что кусок пластилина, взвешенный на
весах, один и тот же по весу, и если мы его сделаем лепешечкой, и если шариком. Тут не
нужны объяснения, это надо просто усвоить, как никто не объясняет, что молоко белое, а вода
прозрачная.

Готовим обед, даем ребенку стакан и разные банки с кастрюлями, пусть попереливает из одной
в другую и убедится, что стакан воды - он в любой кастрюле стакан. Разделим яблоко на
половинки, четвертинки, трети. Кучку фасоли, которая пойдет в суп, разделим на половины.

Разломаем апельсин на осьмушки. Надо сказать, что подобные занятия не только дают
возможность нормально усваивать и понимать математику, но и развивают речь: "Половина,
осьмушка, натрое". Все начинается просто:

Мы делили апельсин,
много нас, а он один.
Эта долька для ежа,
эта долька для стрижа...
А для волка кожура.

А став взрослым, человек с чутким к родной речи слухом сможет уловить подлинный смысл,
например, вот этого стихотворения Новеллы Матвеевой:

Я, говорит, не воин,
Я, говорит, раздвоен,
Я, говорит, расстроен,
Расчетверен,
Распят!..

Последовательность изложения мыслей

"Приходит ко мне мальчик-первоклассник. Беседуем дружески, неспешно. Обсуждаем задачу из
его учебника: "На полке было десять книг, пять сняли, сколько осталось? " Спрашиваю его,
про что задача. Отвечает: про книги. Что значит про книги? Разве задача про то, какие там
книги стояли на полке, фантастика, сказки, комиксы? Нет. Еще раз - про что задача? Говорит,
про полку. Уточняю: раз про полку, то, наверное, в задаче говорится, что полка металлическая
или из дерева, крашеная белой или черной краской? Нет. С третьего раза он догадался: задача
про количество книг".

Одна из частых причин непонимания задач - неумение излагать мысли, вычленять главное и
второстепенное. Это умение необходимо для освоения любого школьного предмета. В математике,
например. Примеры школьник решает, выучил алгоритм, а задачи не может, там нужно понимать,
о чем именно идет речь. Значит, до школы у ребенка не сформировалось умение последовательно излагать текст.

Ориентация в пространстве

В каком пространстве? В любом. Пространстве дома, комнаты, листа бумаги. А пространство -
это математика, это геометрия.

Посылаем чадо в ванную, пусть положит на правую полку мыло, на левую полотенце. И нужно
обязательно знать, что левее - это еще сильнее влево, а правее - еще чуточку вправо.
Попросите ребенка: "Поставь поближе, поставь подальше" - не факт, что каждый дошкольник
справится.

(К слову сказать, со сравнительными степенями вообще беда! Это хотя и не всегда относится
к пространственным понятиям, но всегда к понятиям, нужным и в обиходе, и в школе. Вот,
например, вы не обращали внимания, как дети играют в "холодно-горячо"? Кажется, нет игры
проще. Однако послушаем, как наш ребенок говорит? "Теплее", или только "Тепло, тепло, тепло!"
В наши дни положение просто катастрофическое. Редкие дети подготовительной группы детсада
владеют сравнительной степенью. Ближе-дальше. Узко, уже, узенько. Горячо, горячее, горячее,
кипяток!)

База для развития пространственного мышления, ориентации в пространстве - полноценная
крупная моторика. В первую очередь детям нужно много двигаться, играть в подвижные игры.
Он должен глазом чувствовать расстояние, рукой - вес, ощущать напряжение мышц, нужное,
чтобы бросить с определенной силой, добросить на нужное расстояние, попасть в цель. Он
должен чувствовать, что если делает большие шаги, то их нужно меньше, чтобы дойти до цели.
А если маленькие - то больше.

- Дорогой психолог, вы не преувеличиваете? Такая очевидность! Это наверняка ясно и
дошкольникам.

- Вы ошибаетесь. У меня в группе подготовишек в этом году ни один не смог сразу пройти
ковер ровно за шесть шагов. Они выстраивались в очередь. И у них ничего не получалось, пока
одна девочка не сообразила, что нужно регулировать длину шага. И все с восторгом зашагали
по ковру, и у всех получалось за шесть шагов. Потом им предложили пройти за десять, и
начались новые мучения. И снова не сразу, но кто-то догадался. А затем попросили пройти
ковер за два шага. Дети растерялись. Встали. Загрустили. И кто-то вдруг спросил: "А прыгать
можно?" Это было открытие.

Нужно сказать, что здесь действовала группа. При хорошем психологе, воспитателе или умном
папе (или маме) группа способна на большее, чем один ребенок. В ней действует некий
коллективный разум. Кто-то что-то соображает, и это становится общим знанием.

Нам только кажется, что дети умеют шагать и широко и маленькими шажками. Не умеют. Они не
играют в "штандер", где нужно достичь убегавшего за столько-то шагов, в лапту, когда надо
увернуться от мяча, в "расшибалочки", где можно сплутовать, измеряя расстояние до монетки
чуть сдвинув или посильнее растопырив пальцы.

Пару десятилетий назад в каждом дворе погожим днем крутили скакалку, туда надо было вовремя
прыгнуть и выскочить. Стоишь, готовишься, вот попал в резонанс, вбежал под веревку, вот уже
прыгаешь. Несколько прыжков - за тобой очередь! - и снова подхватил ритм, выскочил. Скакалка
развивает ритм, а ритм - это и слово, и умение приспособиться к миру, гармонизировать себя.
Ритм - это первичные вибрации, которые лежат в основе всего сущего. Ребенок, который не
чувствует ритма, не может его отбить - как он узнает слоги? Никак. Значит, не проверит
перенос слов, не найдет проверочные слова, которые тоже ищут через слоги. Мы в детстве -
все! - прыгали на скакалке. Поэтому у нас не было такой тотальной безграмотности, какая
царит сейчас. И еще мы читали книжки. Но это уже другая история...

Интеллект с пяти до семи

Развитие ребенка с пяти до семи очень важно потому, что после семи лет формирование
основных психических функций, обеспечивающих успешность в школе и в жизни, заканчивается.
И если в этот период что-либо не формируется, то после семи лет нужно приложить в пять раз
больше усилий, чтобы добрать недобранное, причем с неизвестным результатом - то ли получится,
то ли нет, бабушка надвое сказала.

В этом смысле роль взрослых в старшем дошкольном возрасте - в том, чтобы, живя вместе с
ребенком, предоставить ему всю полноту жизни. Да, покупать развивающие игры, да, шить
тряпочные куклы. Да, бегать взапуски и учить играть в пристеночек и в футбол. И варить
вместе суп. Но об этом чуть ниже.

Конечно, и целенаправленно обучать - тоже. Именно после пяти (не до! до пяти на пользу идут
только сказки и игры, колыбельные и игрушки!). После пяти ребенку нравится думать, корпеть
над конструктором, решать шахматную задачу. И вот тут недогрузить его было бы обидно.
После пяти хороши даже не очень удачные занятия в группах.

Не "развивать функции", а жить вместе

Как получить гармонично развитого семилетку, всесторонне готового к школе? Для этого
требуется совместное полноценное житие. Потому что развивать конкретные функции - это вовсе
не значит нанимать гувернера или проводить развивающие занятия. Если ребенок живет вместе с
родителями, а не в каком-то параллельном мире, то ежедневное участие в жизни семьи - залог
его полноценного развития. Мы можем заниматься вместе с детьми чем угодно, хоть веники
вязать, - и это будет их развивать. Потому что по ходу дела мы обсудим, что вот эти
хворостинки гибкие, а эти жесткие, эти длиннее, а эти короче. Что веники сегодня какие-то
буроватые, в отличие от сделанных пару дней назад, те были желтыми. Что сегодня связали
пятнадцать веников, а завтра нужно сделать больше. Что закончить пока нельзя, потому что
еще не довели дело до конца. И вместе уберем рабочее место. И наточим нож для завтрашней
работы.

То же самое происходит, когда мы готовим обед. Еще совсем маленького, трехлетнего, мы
попросим подать нам три луковицы: "Нет, ты дал две. Нужно еще одну". И попросим принести с
полки чашку, ту, которая стоит справа. И положим в пирог двести граммов масла и двести же
граммов муки, и обрадуемся вместе, что вес-то у них одинаковый, хотя объем они занимают
разный.

То же самое - когда мама, например, занимается кукольным театром. Ставит пьесы в кружке
"Умелые пальчики". Сначала она (и ребенок вместе с ней!) выбирает пьесу, они ее читают,
обдумывают - годится? не годится? Потом придумывают и клеют-шьют декорации, кукол, потом
репетируют...

Нет никакой разницы, чем именно занимаются родители. Важно, чтобы они занимались этим вместе
с детьми. Потому что ребенок, с которым дома разговаривают, которому читают и дают рисовать,
с которым вместе делают любые домашние или недомашние дела - обязательно будет у нас
нормально развит. Достаточно строить с ним вместе из кубиков, запускать машинки, готовить
обед и членам семьи и куклам, шуршать листьями в осеннем парке, разглядывать жучков на
веточке, кататься на велосипеде... Жить.

И никакое дополнительное "развитие" и "подготовка" ему к поступлению в школу не нужны. Для
развития ребенка совершенно безразлично, что именно брать за основу. Его психические
функции можно нагрузить на любом материале, посредством любого занятия.

- Дорогой психолог, но ведь страшно же! А если мы что-то упустили? Развитие какого-либо
навыка или функции?

- Не бойтесь. Нужный навык он сможет образовать в школе, если это понадобится. А все функции
у такого ребенка обязательно будут развиты нормально.

Часто родители жалуются на дефицит времени. Действительно, все мы устаем на работе. Многие
мамы работают, причем подолгу. Приходят домой поздно. Спорить с этим трудно. Да, если жизнь семьи складывается так, то приходится считаться с реальностью. Хотелось бы только обратить внимание на то, что устают все родители. Всегда. Воспитывать детей - это большая нагрузка. Поэтому при хронической усталости и занятости родителей есть два пути.

Путь первый - преодоление себя. В этом случае мы отлагаем свою усталость, лень, желание
отдохнуть и расслабиться - и, придя домой, начинаем совместную жизнь с ребенком. Вопреки
усталости и нежеланию. Дело в том, что крайне важно даже не количество, а качество общения.
Тем важнее это, когда времени и сил в обрез.

Что это такое? Вот вы увидели на прогулке незнакомый цветок.
- Папа, что это? Колокольчик?
- Нет, не колокольчик точно. А что - я не знаю. Придем домой, посмотрим.

Так вот, придя домой, обязательно - не забыв, без напоминаний ребенка! - посмотрите, что
это был за цветок. В Интернете, в справочнике растений средней полосы, еще где-то.
Разумеется, для этого нужно иметь источники информации. Сколько времени займет такое
выяснение? Пять минут, пятнадцать? Не больше. Это совсем недолго и малоутомительно,
согласитесь. Но польза для развития ребенка огромна. Дело даже не в том, что он узнает
название конкретного цветочка, получит ответ на какой-то вопрос. Главное - что он увидит,
как именно нужно добывать информацию и возьмет этот метод на вооружение. Или не возьмет.
Но вы свое дело - сделали. Показали. Раз, другой, третий. Вы дали ребенку возможность, вот
что главное. И начали своими действиями формировать стереотип его поведения. В данном
случае этот стереотип следующий - если я чего-то не знаю, то нужно посмотреть в книге или
еще где-либо. Это и есть развитие.

Второй путь - оплачивать работу специалистов. Няни, гувернантки, психолога, логопеда.
Если родители осознанно не готовы заниматься своими детьми, а лишь собственными делами и
работой, то функцию развития, образования выполняют специально обученные люди, профессионалы.
Нет у меня времени, желания, нет уверенности, что я - мама или папа - сделаю это хорошо,
нет сил заниматься своим ребенком, - я поручаю его человеку, которому доверяю. Этот способ
имеет свои подводные камни и часто приводит к разочарованиям. Однако нередки и удачи.
Родители должны понять главное: ребенок не растет сам по себе. Не тешьте себя иллюзией,
что без усилий со стороны взрослых вырастет прекрасная роза. Живучий бурьян - пожалуйста,
сколько угодно. Но культурное ухоженное растение вырастет лишь там, где за ним ухаживают.

Авторы: A.Гиппиуc и C.Maгид
взято с: http://adalin.mospsy.ru/l_04_00/l_04_01p.shtml

 

Элитная частная школастоимость обучения в частной школе.